статьи
Йога как философская система
Йога как философия
Фотография 1 из 1
2 0

Сейчас повсеместно я наблюдаю какой – то бум, помешательство на йоге. Звезды Голливуда занимаются йогой, в моде индийские течения в одежде, в моде вегетарианство и так далее. Например, в моем родном городе за последние 2 года открылось около 5 новых йога клубов!

Хорошо? Наверное, да, с одной стороны хорошо. Но посещая эти клубы, чаще я вижу, что люди, которые туда ходят они воспринимают йогу, как фитнес, например, ну или просто оздоровительную гимнастику. При этом они спокойно вечерами ходят в клубы, пьют алкогольные напитки, кушают мясо и т.д. Мне кажется, что как раз-таки это называется – профанация культуры, и не просто культуры, а великого наследия человечества. Относясь так поверхностно к чему – либо, человек не просто принижает, но и вносит совершенно другой смысл в понятие йоги, теряя суть, и, неся в мир не квалифицированные знания.

Немного из истории йоги

Изначально йога – это всего лишь одна из школ, так называемых даршан, классической индуисткой философии. Это один из путей достижения освобождения, мокши, путем практических действий, не только со своим физическим телом, но, и в первую очередь, со своим сознанием, путем медитации, познания своего истинного «Я».

Слово «йога» с древнего санскрита переводится как «связь». И это не удивительно, йога – это связь души с Абсолютной истиной, с Богом, Космосом, в разных культурах по – разному называется этот аспект просветления.

Первые упоминания о йоге трудно конкретно проследить, но, например, есть археологические артефакты, найденные в долине реки Инд (так называемая Хараппская цивилизация), на которых изображены люди в йогических асанах, либо в позах для медитации. Уже в древних памятниках Веданты – Упанишадах, упоминается конкретно понятие «йога», существуют даже упанишады, непосредственно посвящённые йоге, т.е. освобождению сознания и достижения истинного «Я». Более подробно о видах йоги упоминает великий памятник древности –Бхагавад – Гита, священное писание, наравне с Библией и Кораном, почитаемое во всем мире. Там Кришна (как ипостась Ишвары, Абсолюта, Бога) рассказывает своему другу Арджуне о разных видах йоги. Здесь Кришна уделяет внимание тому, что йога – это связь с Верховным Господом. Йога- это контроль ума, обуздание материальных желаний.

Но главным историческим источником, описавшим очень подробно йогу, философию йоги, асаны, принято считать так называемые Йога сутры. Считается, что их изложил во II веке до нашей эры мудрец Патанджали. Именно это классическое писание и многочисленные комментарии на него и по сей день используются как основа и главное писание для всех йогических школ и систем.

Для чего же все - таки нужна йога?

Сам Патанджали, основатель философии йоги очень четко формулирует что такое йога во второй сутре:

«Йога – обуздание волнений, присущих уму.»

Пройдя семь ступеней йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна) йогин достигает Самадхи – осознания своей истинной природы. Считается, что йогин посредством правильной жизни, контроля над телом, языком, умом и сознанием поднимает свою жизненную энергию Кундалини в Верхний центр, Сахасрару, и там его личное сознание сливается с Абсолютом.

Философия йоги очень схожи и переплетается с философией санкхьи, буддизмом. Все эти учения говорят об Освобождении. И что же такое Освобождение? Познание иллюзорности этого мира, материи (Пракрити) и осознание главного – «Я не есть тело, я ДУША» - вот первых шаг к освобождению. Прейдя к этому пониманию, йогин, посредством усиленной практики познает Абсолют, или Пурушу – верховное сознание.

Современное понятие йоги, чаще ассоциируется с хатха йогой, йогой тела, йогой асан и пранаямы. Само понятие «хатха» йоги связано с весомым и очень авторитетным трактатом «Хаха – йога- Прадипика». Написан он был в XVI веке мудрецом Сватмарамой. Это писание значительно отличается от Йога Сутр Патанджали, где большее внимание уделяется так называемой раджа – йоге, высшему аспекту достижения самадхи.  В «Хатха – йога Прадипика» больший уклон сделан на очищение физического тела, считая, что очищение тела приводит к чистоте ума (понятие «ха»), и дальнейшему очищению праны (понятие «тха»). Отсюда и всем известное название хатха йоги.

Конечно, это только философия. В современном мире, очень непросто руководствоваться такими сложными понятиями, полностью соблюдать и жить по строгим канонам. Но приходя в мир йоги, каждый должен четко усвоить, что он, в первую очередь, душа, а не тело. Тогда возможно достижение нечто большего, чем просто красивая фигура. В сердце станет больше любви и сострадания к ближнему, а разве это плохо? Сейчас в век бездуховности, зачастую только вера во что – то или религия помогает человечеству выжить. Йога, если рассматривать ее не просто как асаны и позы для здоровья тела, может принести покой и мир в душу каждого человека. Стоить только попробовать.


Вы не авторизованы.
Если вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, войдите.
Если у вас нет учетной записи, вы можете зарегистрироваться.
Вход через социальные сети
комментарии к статье
материалы по теме
Форма регистрации
Форма восстановления пароля