статьи
Яма – нияма. Азы раджа – йоги
Основы раджа йоги
Фотография 1 из 1
3 0

Человек пришедший к йоге, вообще вставший на этот путь в первую очередь должен понять для себя: что я хочу получить? Для чего мне йога? Если человек преследует цель лишь внешнюю, такую как красивое тело, здоровье, мода, мне кажется к йоге обращаться не нужно, бессмысленно. Я писала ранее о профанации культуры – это она и есть. За красивым телом можно пойти в тренажерный зал, на фитнесс, в салон красоты. За здоровьем – туда же. Все -таки йога – это немного больше чем растяжка, стойка и поза лотоса.

В «Йога-сутрах» Патанджали говорится о восьми ступенях йоги. Саму йогу он называет «раджа – йога» - королевская йога, показывая степень и высоту достижения духовных благ. Йога – это «связь» (санскритский корень «йюдж» - связывать) связь с Высшей Силой, Абсолютом, Богом. Именно это называется йогой – способ достижения Абсолютного Знания, приближения к истине.

Патанджали выделяют 8 ступеней йоги, ведущих к этой цели:

  • Яма (этические ограничения, дисциплина)
  • Нияма (личные добродетели)
  • Асана (физические упражнения)
  • Пранаяма (умение контролировать дыхание)
  • Пратьяхара (самоконтроль)
  • Дхарана (концентрация)
  • Дхьяна (контроль над умом, медитация)
  • Самадхи (слияние с Абсолютом)

Я хочу остановится на первых двух ступенях, так как они не только первоначальный шаг на йогическом пути, но реальный шанс обрести новые цели в жизни, начать вести более одухотворенный образ жизни.

Яма

Яма – универсальные принципы, этические заповеди, так сказать. Они немного похожи на библейские каноны, однако, если заповеди Ветхого Завета говорят больше о грехе, в негативном контексте (грех – понятие уже априори плохое, негативное, совершишь грех – попадешь в ад), то яма – это правила, выполняя которые обретешь многие добродетели (то есть посыл уже «плюсовой»).

В «Йога сутрах» принципов ямы всего пять. Остановимся поподробнее на каждом из них.

Первое правило ямы – Ахимса. Ахимса значит не нанесение вреда чему –либо, ненасилие. Это понятие знакомо многим, кто увлекается буддизмом и другими восточными философскими течениями, т.к. это вообще основополагающий и первейший принцип и жизненный устой восточных течений. Ахимса – широкое понятие, его нельзя сузить только лишь до «не убий» библейских. Ахимса – не нанесение вреда вообще: ни животным, ни природе, ни растениям. Живи в гармонии с окружающим миром, отнесись к миру, так как хочешь, чтобы к тебе относились.  Знаете, не очень правильно заниматься аштанга – виньяса – йогой и ходить в норковой шубе (такое я встречала).

Второй пункт – сатья. Сатья- это значит «правда». Правдивость, честность по отношению к себе и к миру. «Не лги». Все мы знаем о силе слова, сейчас это доказано учеными (квантовая физика, волны и т.д.), а древние знали это может еще лучше, чем мы, поэтому так много внимание уделяли правдивости.

Третье – астея. Астея- не желание иметь чужого. Это не только «не укради», это нечто большее. Это невозможность даже в мыслях допустить присвоение чего –либо не принадлежащего тебе. Причем это не только какие-то видимые, материальные вещи, это и не желание иметь чужих эмоций, похвалы и так далее.

Четвертое правило – брахмачарья. Это сексуальное воздержание. «Не прелюбодействуй», так сказать. Но опять же на более высоких уровнях. Известный факт, о котором уже много написано и сказано – секс, и вообще сексуальная неограниченность забирает очень много энергии. Кундалини – энергия, энергия Ци уходит во время занятия сексом (конечно, если вы не обладаете сакральными знаниями, даосскими техниками, как во время контакта сохранить эту энергию). И поэтому если вы серьезно настроены расти в йоге, или хотя бы стремиться к совершенству, нужно нести чистоту в себе, в помыслах. Конечно никто не призывает стать монахом, но стоит лишний раз задуматься, а действительно ли это так сейчас необходимо.

Пятое правило – апариграха. Апариграха –не жадничай, по-русски. Это не просто: делись, не будь жадиной, это не имей желания желать, не привязывайся к барахлу. У йога не должно быть лишних вещей, шмоток. Надо быть по – аскетичнее. Вещи- та же энергия, это привязка. Лишние привязки к этому материальному миру не к чему.

Кратко я перечислила основные правила Ямы. Соблюдать их в жизни, значит стать лучше и чище, принять этот мир и жить в гармонии с ним.

Нияма

Нияма – это личностные качества, дисциплины, которые стоит культивировать в себе, развивать.

В «Йога сурах» Патанджали их также, как и принципов ямы – пять.

Сауча – чистоплотность, чистота. Во многих древних писаниях культивируется чистота тела. В шастрах считается, что негативная энергия, низшие сущности, духи притягиваются в грязные места. Йогин должен содержать свое тело в идеальной чистоте, а также все что находится вокруг него. Пища также должна быть чистой, не осквернённой. Йога – это не только асаны, это безупречность во всем. Именно поэтому в практиках большое значение уделяются различным чисткам, очистительным процедурам для тела и органов. Ум также должен быть очищен от грязных помыслов. Чистота во всем.

Сантоша. Быть довольным всем что есть. Не желать большего, не задаваться вопросами: «За что это мне?», «Почему у них есть, у меня нет?» и так далее. Это несовершенство забирает очень много энергии. Быть удовлетворенным всем что есть в жизни, слушать зов сердца, принимать законы кармы. Все что у меня есть, что было – плохое или хорошее, это все я заслужил.

Тапас. Тапас значит аскеза. Соблюдение различных аскез, телесных и духовных – очень важно для достижений в йоге. Посты, самоограничения, уметь пресекать ложные желания своего эго. Вообще стараться бороться с ложным эго. Аскезы приносят много добродетели и энергии йогину.

Свадхьая. Самопознание. Углубление в себя, интровертность. Только углубившись в себя, мы найдем Бога в себе, только мы сами можем себе помочь обрести нечто ценное. Кроме того, заниматься саморазвитием. Духовным образованием- обязательное качество йога.

Ишвара пранидхана. Преданность Богу (Ишвара – проявление божественной сущности в йоге). Преданность, служение Богу. Внутреннее смирение. Это все способы убить в себе ложное эго. Это способ достигнуть высшей истины в конечном счете.

Конечно, дело каждого принимать или не принимать эти правила, трактовать их тоже можно по –разному. Однако, лишь начав чистый путь, очень сложно будет уйти с него. Как говорил один святой: «Вкусив прекрасный плод, ты всегда будешь стремиться к этому вкусу»


Вы не авторизованы.
Если вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, войдите.
Если у вас нет учетной записи, вы можете зарегистрироваться.
Вход через социальные сети
комментарии к статье
материалы по теме
Форма регистрации
Форма восстановления пароля